Цель эмпирического социологического исследования - 1.2. Технология эмпирического социологического исследования

Понятие, цели, задачи, объект и предмет эмпирического социологического исследования. Социология отнюдь не умозрительная наука. Разработанные в ее рамках социологические теоретические концепции имели в основном умозрительный характер: Во-первых, потому, что она опирается на мощную экспериментальную базу, успешно используемую также и другими общественными науками, во- вторых, потому, что сама служит надежной теоретической опорой социальной практики.

Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнение людей по различным текущим вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют добытыми подобным способом данными. Тем самым создается впечатление, будто человек с умным выражением лица, задающий вопросы, - это и есть социолог, а социология - это наука, изучающая общественное мнение.

В настоящее время наряду с экономистами, юристами и психологами на рынке труда растет спрос на социологов. Но тогда как экономические, юридические и психологические науки достаточно развиты и успешно конкурируют с зарубежными, социология для современной России - наука относительно молодая. Если не считать эмпирических социологических исследований, проводившихся в СССР в х и отчасти в х гг. Искусственное сращивание таких концепций с эмпирическими социологическими исследованиями не заменит естественного нормального роста социологии.

Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды. Мировосприятие социолога регулируется категориальной структурой социологического мышления, создающей особый род интуиции - способности схватывать тонкую материю социального взаимодействия. Она еще не получила всеобщего признания в нашей стране, но к социологическому знанию обращаются часто. Особенно в тех случаях, когда возникает необходимость доказать правильность каких-либо положений или же манипулировать поведением людей для достижения определенной цели.

В результате ее изучения у самых обычных людей развивается социологическое мышление и воображение, способность охватывать тонкую материю социального взаимодействия. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации. Представления о предмете социологии менялись на протяжении всей истории ее существования. Название этой науки было предложено французским ученым Огюстом Контом в г.

Неопределенность предмета социологии была связана, 3. Поэтому прежде чем рассматривать, как социология определяет свой предмет, следует выяснить, что является объектом исследования социологии. Объектом социологического познания является общество. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных наук. Ключ к пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета. Так, развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук.

У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, то есть предмет. К числу таких явлений относятся: И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.

Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система. Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней.

Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, то есть полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон.

По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. Щедровицкого, предмет исследования "может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом". Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира.

Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон. Прежде всего, следует сказать, что объектом социологии, как и многих перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними. Наиболее близкими к социологии науками обычно считают антропологию и социальную психологию, что соответствует действительности.

Иногда даже специалистам трудно разделить предметы, изучаемые этими науками. Однако мы попытаемся сделать это. Прежде всего, определим предмет антропологии. Она занимается, в частности, изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры.

Что касается социальной психологии, то она изучает мысли, чувства и поведение индивида, обусловленные существованием и поведением других людей, социальными взаимодействиями, влиянием социальных групп. Безусловно, предмет социологии часто совпадает с предметами этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных отличий. Для лучшего понимания существа предмета социологии важно представить общество как структуру, то есть не как простое скопление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другом, а как целое, состоящее из определенных образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго определенных границах.

Эти части могут включать в себя как простейшие элементы, каковыми являются отдельные личности, так и совокупности этих элементов, или социальные общности, объединенные по определенным признакам. Опыт изучения структурно упорядоченных систем в естественных и общественных науках показывает, что главное в таком изучении определить систему связей между отдельными частями структуры.

Следующим моментом, играющим важную роль в определении предмета социологии, является то обстоятельство, что при изучении социальных структур нужно помнить, что их составляют люди, активно действующие индивиды, способные в результате совместных действий изменять положение отдельных частей структуры относительно друг друга, уровень ограничений поведения и степень свободы каждой части, а также характер взаимоотношений отдельных структурных элементов.

Для того чтобы социальные структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людям приходится совершать множество совместных однонаправленных действий, подчиненных соответствующим социальным законам.

Эта динамическая сторона предмета социологии также должна учитываться при проведении социологических исследований и построении социологических теорий. Таким образом, объект той или иной науки - это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки - это результат исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. Осипова, - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы общности - независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность.

Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии.

И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых. Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, что социология - это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а методах социологии. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: К общенаучным относятся те методы , которые используются всеми другими науками.

Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и др. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии. Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Микросоциология - раздел социологии, объектом изучения которого являются малые группы малочисленные по составу социальные группы, члены которых находятся в устойчивом личном общении друг с другом.

Эти модели, которые можно назвать структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. На макросоциологическом уровне общество понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.

Микросоциологический уровень анализа представляет собой изучение микросистем кругов межличностного общения , составляющих непосредственное социальное окружение человека. Это системы эмоционально окрашенных связей индивида с другими людьми. Различные скопления таких связей образуют малые группы, члены которых связаны друг с другом позитивными установками и отделены от других неприязнью и безразличием.

Исследователи, работающие на этом уровне, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом.

Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов строения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Этапы и виды эмпирического социологического исследования — Мегаобучалка

В реальности проведение исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления. Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и детальными, постоянными и эпизодическими. Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Объектом исследования является система управления.

Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально - экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Методология исследования должна включать также определение и формулирование ориентиров и ограничений. Ориентиры могут быть гибкими и жесткими, а ограничения явными или неявными. Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка плясать от печки - народная мудрость , с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Подходы могут быть аспектный, системный и концептуальный. Аспектный подход представляет выбор одной грани проблемы по принципу актуальности, или учитывая ресурсы, выделенные на исследование. Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования.

Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, то есть комплекса ключевых положений, определяющих направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Подходы могут быть эмпирическими, прагматическими и научными. Если в основном опираются на опыт - эмпирические, если - на задачи получения ближайшего результата - прагматические. Наиболее эффективным является конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении. Греческое слово "эмпирия" переводится на русский язык как "опыт". Эмпирические исследования, следовательно, суть научные опыты. Их проводят не только естественные науки, но и социология.

Социологические опыты часто называют конкретными социологическими исследованиями, ибо они связаны с изучением конкретных социальных проблем.

Эмпирические социологические исследования дают материал не только для теоретических обобщений, но и для формулирования рекомендаций, реализация которых призвана решить изученную проблему практически.

Используя ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического характера. Поэтому им нужно знать как социологические исследования организуются и проводятся, что они могут дать, а чего дать не могут, насколько им можно верить, каковы их возможности и ограничения, когда целесообразно проводить эмпирические социологические исследования, каким образом они используются в практической работе. Объект - им могут быть процессы и явления социальной действительности.

Средства - при проведении социологических исследований используются научные, технические и организационные средства. Генеральные исследовательские стратегии - это стратегии описания, объяснения и понимания социальной реальности. Гречихин в своей книге в общих чертах привел структуру исследовательского социологического процесса.

Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике. Социологические исследования имеют довольно богатую историю. Уже с XVIII в. В Соединенных Штатах, к примеру, она проводилась через каждые 10 лет, начиная с г.

Это позволяло правительству иметь реальную картину демографической структуры общества, видеть ее динамику и т. Перепись населения можно считать прародительницей социологических исследований. Технические приемы, применявшиеся при этом, позднее превратились в широко распространенный метод выборочного обследования. Развитие эмпирической социологии связано с XX веком. Это обусловлено как объективными потребностями усложняющегося общества, требующего решения конкретных проблем, так и развитием и совершенствованием самой науки, выходом ее на более высокий уровень.

Техническая оснащенность, компьютеризация позволяли работать с большими контингентами, обрабатывать обширные данные. Работы социологов по конкретным проблемам открыли новые возможности социологии как науки. Гэллапа, начавший в е годы практику регулярных опросов общественного мнения.

Был усовершенствован метод выборочных опросов, позволивший в г. Теория в прикладной социологии рассматривается не как самоцель, а как источник гипотез в рамках направленных на конкретные практические цели программ. Существенно то, что у таких исследований всегда есть заказчики либо иные потребители, способные их финансировать.

Как правило, это государственные и городские службы, политики, предприниматели, СМИ. Их интересует эффективность исследования, а не теоретические споры, поэтому программы исследований часто включают методы, основанные на различных теоретических представлениях об обществе. Тем не менее совершенно избежать теоретических предпосылок в исследовании невозможно, и это понимают даже радикальные эмпиристы. С учетом последнего можно утверждать, что к настоящему времени сложились общепринятые представления об обязательных элементах программы социологического исследования.

Общество обращается к социологии, если оно заинтересовано в объективном научном познании самого себя. Конкретные социологические исследования позволяют: В качестве научного метода в социологии выступает диалектический метод, т. При этом следует выделять наиболее существенные признаки, стороны, свойства и отношения социального явления или процесса.

С точки зрения целей социологических исследований их можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальное исследование направлено на приращение знания как такового, новое знание является для него самоцелью. Прикладное исследование направлено на получение знания, которое будет использовано при решении практических задач, либо на использование уже имеющегося знания в практических целях. С точки зрения формы социологических исследований и степени абстрактности получаемого в ходе этих исследований знания их можно разделить на теоретические и эмпирические.

В ходе эксперимента, первоначальной целью которого было выяснение влияния освещенности рабочего места на производительность труда ПТ , были выделены экспериментальная и контрольная группы рабочих, ПТ в которых сравнивалась при изменении условий работы экспериментальной группы. Выяснилось, что не только изменение освещения, перемещения рабочих в отдельные комнаты, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов и выходных, но и факт проведения эксперимента сам по себе повышал ПТ.

Было выяснено, что на рост ПТ влияют не только материальные стимулы, но и сплоченность группы на уровне неформальной структуры, неформальные нормы производительности данной группы, характер взаимоотношений с руководством, благоприятная психологическая атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность трудом и социальная стабильность.

В настоящее время положение российской социологии далеко не из лучших. С горечью приходится сознавать, что по некоторым характеристикам она уступает зарубежной. Например, в США существуют десятки социологических факультетов, институтов, журналов и словарей; изданы сотни монографий и учебников.

После десятилетий запрета, подавления научного свободомыслия и лицемерного заигрывания властей российская социология вынуждена заимствовать все лучшее, что создано современной мировой социологией, закладывать новый фундамент своего здания.

Программа эмпирического исследования

Вместе с тем, опираясь на богатый опыт других стран, свои достижения х, отчасти х гг. Надеемся, что у молодого поколения хватит и ума, и таланта создать такую социологию, которая войдет в золотой фонд российской культуры. Кстати, отметим, что до недавнего времени отечественная социология достигала уровня социологии США.

Это признают и зарубежные ученые. Однако в последние годы в процессе проведения реформ и социальных потрясений, потеряв поддержку государства и оказавшись в стихии рынка, она вынуждена вести борьбу за выживание. Ее захлестнула волна коммерческих прикладных исследований - откровенно конъюнктурных и далеко не бескорыстных.

В своей контрольной работе по вопросу о возможности использовании социологических знаний в профессиональной деятельности сотрудников ОВД слушатель факультета заочного и вечернего обучения Алексей Викторович Аникин написал, что сотрудники милиции при исполнении служебных обязанностей применяют не социологические знания, а социальную психологию и этнопсихологию.

Согласны ли Вы с данным утверждением автора? Какова Ваша собственная точка зрения на указанную проблему? Используете ли лично Вы социологические знания в своей профессиональной деятельности? Ответ проиллюстрируйте, пожалуйста, примерами. Я не совсем согласен с высказыванием вышеуказанного автора.

Именно здесь происходит процесс становления и развития человека как личности. Я думаю, что в современном мире этого явно недостаточно.

Необходимо обладать еще и определенным набором научных знаний об обществе. Эта наука достигла многого в изучении, интерпретации, моделировании и конструировании социальных процессов. Это связано с тем, что наше общество переживает период всестороннего глубокого реформирования. В заключение хочется вспомнить слова Ф.

Ницше, сказанные им о человеке: Одно неверное движение, и человек может оступиться и упасть вниз. Но в движении к заветной цели человеку помогут его умения, выдержка и находчивость. ЦОКР МВД России, Стратегия социологического исследования описание, объяснение, понимание социальной реальности. Главная Новости Правила О нас Контакты. Главная Рефераты Контрольные работы Курсовые работы Дипломные работы Другие работы О нас.

Понятие, цели, задачи, объект и предмет эмпирического социологического исследования Категория: Социология, социальная работа и статистика Описание: Предмет, структура и функции современной социологии [4] 2.

Понятие, цели, задачи, объект и предмет эмпирического социологического исследования [5] Заключение [6] Задача [7] Ответ [8] Литература Введение Социология отнюдь не умозрительная наука. Понятие, цели, задачи, объект и предмет эмпирического социологического исследования Методология - это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат.

Заключение В настоящее время положение российской социологии далеко не из лучших. После десятилетий запрета, подавления научного свободомыслия и лицемерного заигрывания властей российская социология вынуждена заимствовать все лучшее, что создано современной мировой социологией, закладывать новый фундамент своего здания Вместе с тем, опираясь на богатый опыт других стран, свои достижения х, отчасти х гг.

Задача В своей контрольной работе по вопросу о возможности использовании социологических знаний в профессиональной деятельности сотрудников ОВД слушатель факультета заочного и вечернего обучения Алексей Викторович Аникин написал, что сотрудники милиции при исполнении служебных обязанностей применяют не социологические знания, а социальную психологию и этнопсихологию.

Ответ Я не совсем согласен с высказыванием вышеуказанного автора. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. ЮНИТИ, 16 Игнатьева А. ЮНИТИ-ДАНА, 17 Игнатьева А. ЮНИТИ-ДАНА, 18 Коротков Э. А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать Научная статья Методы современного генетического анализа У человека ДНК обычно выделяют из лейкоцитов крови, для чего собирают от 0,5 до мл венозной крови. В плазме, обогащенной лейк Доклад Хромосомные болезни Значительные аномалии хромосом несовместимы с жизнью Научная статья Аномалии половых хромосом Шерешевским в г.

Научная статья Аномалии аутосом Наиболее распространенным является болезнь Дауна. Down в г. Контрольная Наследственные болезни обмена веществ с поражением нервной системы В настоящее время известно около 2. Большую группу наследственных заболеваний составляют болезни обмена веществ Доклад Факоматозы, нейроэктодермальные или эктомезодермальные дисплазии Научная статья Наследственные ангиоматозы.

Энцефалотригеминальный ангиоматоз Штурге-Вебера Энцефалотригеминальный ангиоматоз Штурге-Вебера В г. Штурге описал больную с врожденным сосудистым пятном на лице и фокальными судорожными припадками на противоположной стороне тела.

Позднее, в г. Доклад Цереброретинальный ангиоматоз Гиппеля-Линдау Часто процесс локализовался только в одн Доклад Атаксия-телеангиоэктазия болезнь Луи-Бар Синдром описан в г. Заболевание встречается с частотой на Понятие, цели, задачи, объект и предмет эмпирического социологического исследования [5] Заключение [6] Задача [7] Ответ [8] Литература.

Методы современного генетического анализа ДНК может быть изолирована из любого типа тканей или клеток, содержащих ядра. Хромосомные болезни Хромосомные болезни - клинические синдромы, обусловленные изменениями числа или структуры хромосом. Аномалии половых хромосом а Синдром Шерешевского - Тернера моносомия X - ХО Впервые больная с первичной аменореей, недостаточным развитием вторичных половых признаков и низким ростом была описана Н.

Аномалии аутосом Известно три основных клинических синдрома с трисомией по аутосомам. Наследственные болезни обмена веществ с поражением нервной системы. Факоматозы, нейроэктодермальные или эктомезодермальные дисплазии. Факоматозы Факоматозы - нейроэктодермальные или эктомезодермальные дисплазии, представляют собой группу наследственных заболеваний, имеющих прогрессирующее течение, при которых на ранних стадиях эмбриогенеза происходят нарушения роста и диффере Цереброретинальный ангиоматоз Гиппеля-Линдау Описано окулистом Гиппелем, который на глазном дне у больных детей выявил ангиоматоз - множественные мельчайшие аневризмы в виде клубочков с очагами дегенерации.

Атаксия-телеангиоэктазия болезнь Луи-Бар Атаксия-телеангиоэктазия - это наследственное нарушение васкуляризации кожи, конъюктивы и мозжечка.