Структура содержание дошкольного образования - Структура содержания дошкольного образования.

Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, и направлено на становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, когда происходит активное формирование двигательной, чувственной и интеллектуальной сфер ребенка, развитие его речи и основных психических процессов, способностей и социально значимых качеств.

Высокая интенсивность процесса формирования личности в период дошкольного детства позволяет особенно эффективно осуществлять педагогическое взаимодействие с ребенком и решать задачи его развития, воспитания и обучения.

Именно это обстоятельство, по мнению В. Ситарова, дает основание считать проблемы целенаправленного обучения дошкольников в соответствии с их специфическими возрастными особенностями наиболее актуальными для современного этапа развития как общей, так и дошкольной дидактики [50]. Становление отечественной дошкольной дидактики как науки и практики первоначального образования детей было неразрывно связано с проблемой умственного воспитания и развития.

Данная проблема рассматривалась, начиная с х гг. При этом исследования основывались на педагогических идеях западноевропейских мыслителей — Я. Монтессори и многих других, развивая и дополняя их в традициях отечественной педагогики. Основой интеллектуального развития ребенка до школы считалось совершенствование его сенсорной культуры, развитие речи, расширение кругозора и накопление знаний о явлениях природы и общественной жизни.

Подчеркивалось, что вооружение знаниями детей дошкольного возраста является одним из условий развития психических процессов и различных видов деятельности. Это привело к переоценке возможностей детей дошкольного возраста в освоении сложных законов окружающей действительности и преобладанию в отечественной дидактике знаниевой концепции приобретения детьми сведений об окружающем.

Психологическая нерациональность и педагогическая ошибочность подобной концепции объясняются, как отмечала классик дошкольной дидактики Александра Платоновна Усова , тем, что значительную часть информации ребенок получает без специально организованного процесса обучения — в повседневном общении с родителями, взрослыми и сверстниками. Именно таким образом происходит накопление ребенком личного опыта, через призму которого он воспринимает и систематизированные знания на специально организованных занятиях.

В целом целенаправленное обучение должно рассматриваться как существенное средство развития ребенка-дошкольника. Успешность его обучения до школы зависит от приобретения полноценных знаний, умений и навыков как на занятиях, так и вне их, в целях обеспечения целостности познавательной деятельности ребенка.

Структура содержания дошкольного образования

Отечественные педагоги-дидакты имели две противоположные точки зрения относительно содержания дошкольного образования. Сторонники первой утверждали, что ребенок-дошкольник может усвоить только представления об отдельных предметах окружающей действительности, но не их взаимосвязь. Вторая точка зрения была связана с исследованиями Льва Семеновича Выготского , который выявил способность детей дошкольного возраста устанавливать причинно-следственные связи и овладевать системными знаниями.

Логическим развитием его взглядов является такое современное направление в дошкольной дидактике, как формирование системности знаний у дошкольников В. Данная концептуальная позиция легла в основу создания единых, типовых государственных образовательных программ, предусматривающих овладение детьми двумя категориями знаний и умений: Согласно современным исследованиям Т.

Михайловой, содержание знаний об окружающем мире должно включать три раздела блока: Наиболее сложным и менее разработанным является вопрос о приобщении ребенка к социальному миру в связи со значительной переоценкой ценностей в современном обществе. В процессе ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром предполагается решение следующих задач:.

Особенности содержания дошкольного образования

В результате решения этих задач ребенок приобретает ценностные установки, влияющие на становление личности и формирование его отношения к познанию и средствам познания как ценности и важному личному достоянию. Условием решения данных задач является организация комплекса тех видов деятельности, которые характерны для дошкольного возраста. Одним из наиболее перспективных направлений в дошкольной дидактике в настоящее время признается установление взаимосвязи между различными видами детской деятельности — познавательной, учебной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой.

При этом подчеркивается настоятельная потребность организации процесса обучения дошкольников на основе целостности его познавательной деятельности. В контексте данного положения в современном российском дошкольном образовании осуществляется создание различных образовательных программ для дошкольных учреждений.

В свою очередь, такие учреждения имеют право на самостоятельный их выбор из рекомендованных органами управления образованием. Данные программы определяют содержательную характеристику целостного педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Их основу составляют определенный взгляд на ребенка-дошкольника, особенности и закономерности его развития, а также создание соответствующих педагогических условий, способствующих становлению личности в единстве ее индивидуальных и социальных качеств.

Ерофеева предлагает следующую классификацию современных программ дошкольного образования: Разработчики подобных образовательных программ предлагают различные подходы к реализации принципа личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми-дошкольниками посредством обеспечения:.

Современные программы дошкольного образования предусматривают организацию педагогического процесса как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности в свободное время на основе оптимального сочетания их индивидуальных и коллективных форм.

Программа становится ведущим и необходимым документом для дошкольных образовательных учреждений, который определяет общие принципы, конкретные направления их функционирования, а также особенности содержательной характеристики педагогического процесса с указанием возможностей использования вариативных технологий их практической реализации.

Герцена под руководством В. В основе программы лежит признание самоценности дошкольного детства как периода полноценного, естественного становления познавательной и мотивационно-эмоциональной сфер посредством преодоления внутренних противоречий развития человеческой личности. Содержание программы объединено в четыре основных блока: Она предполагает максимальную реализацию возрастного потенциала дошкольников посредством полноценного проживания ими данного жизненного периода и создание условий для обогащения процесса познания окружающего мира в специфически детских видах деятельности.

Пpoгpaммa стpoится на ocнoвании следующих положений:. Структура программы определяется ее названием: В основу программы легли следующие теории и концепции:. Венгера о развитии способностей как универсальных ориентировочных действий детей с помощью педагогических средств, соответствующих их возрастным особенностям. Программа ориентирует на развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также специфических видов детской деятельности посредством выстраивания системы постепенно усложняющихся учебных задач и обобщенных способов действий.

В качестве основы развития рассматриваются собственный чувственный опыт ребенка, процесс его целенаправленной фиксации и образного обобщения. В программе выделены возрастные периоды дошкольного детства, для каждого из которых дана подробная характеристика основных направлений педагогической работы.

Запорожца под руководством Л. В ней основной целью педагогического процесса признается всестороннее развитие ребенка и формирование его способностей. Неповторимые индивидуальные особенности каждого ребенка базируются, по мнению авторов программы, на следующих характеристиках: Структура программы выстроена на основе выделения таких возрастных периодов, как раннее от рождения до 3 лет и дошкольное детство от 3 до 7 лет , их психологической характеристики и оценки роли ведущей деятельности общение, предметная и игровая.

Задачи, содержание и условия педагогической работы представлены по направлениям социального, познавательного, эстетического и физического развития дошкольников.

Таким образом, проанализировав сложившиеся в отечественной дошкольной дидактике подходы к отбору содержания дошкольного образования, можно сделать вывод о том, что оно ориентируется на общедидактические положения, а также имеет собственную специфику, связанную с психологическими особенностями детей данной возрастной группы.

Защита персональных данных ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ. Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. Нарушение образования импульса I. Особенности физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

Геморрагии вследствие нарушения фибринообразования гемофилии III. Особенности аудита вкладов физических лиц III. Особенности аудита депозитов юридических лиц III. Особенности техники безопасности и противопожарной III.

Психические новообразования и трудности подросткового возраста IV. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права?